Жастар [бей] конференциясы

​Карлыгаш Кабатова: половое образование молодежи под цензурой

23.11.2018

Исследователь в области полового просвещения говорила на [не] конференции о своем проекте uyat emes, который рассказывает молодежи о сексуальном здоровье и развенчивает мифы на табуированные в обществе темы.

Рада Кулбаева

– Бывают ли случаи, когда уят это хорошо? Так как сейчас в медиа это слово имеет более негативную тональность.

– Существует токсичный стыд и здоровый стыд. Здоровый стыд – это, допустим, не ответить на мамин звонок. Он помогает держать здоровые отношения в обществе. Есть токсичный стыд – уят. Вот такой стыд вредит нашему обществу.

– Есть ли этические границы в половом просвещении?

– Конечно есть. Информация обязательно должна быть научно обоснованной. Есть разные подходы к половому просвещению. Один из них, основан на воздержании: до свадьбы нельзя, это плохо. Но это не образование, нужно давать молодежи полную научно обоснованную информацию, но при этом учитывать возраст.

Допустим, тема абортов. Я считаю, что это личное дело каждой. Есть люди, которые против абортов, они начинают показывать фотографии убитых младенцев – я считаю это неэтичным.

Так же на половое просвещение требуется разрешение родителей. Если это уже официально, в системе образования, это одно, там мы уже действуем в определенных этических рамках. Если я сама решила в школе об этом рассказывать, никого не спрашивая, то здесь подобные действия будут неэтичными.

– Подлежит ли половое воспитание цензуре?

– Полового воспитания у нас в Казахстане нет. Думаю, это и есть цензура.

У нас нет полового просвещения, потому что, нет политической воли. Государство не считает это большой проблемой или необходимым знанием.

Так же, возможно, оно думает о том, что родители и общество будут против.

Еще работает самоцензура: даже если родители хотят поговорить с детьми об этой теме, они все равно не могут. Им стыдно, тяжело и они начинают ее замалчивать.

– Как реагирует молодежь на подобные темы?

– В основном, приветствует. Иногда удивляет. Я проводила опрос на казахском языке, и у меня были ответы, что это нам не нужно. Как обычно говорят – это не наш менталитет, у казахов такого нет.

Говорить об этом не надо. Это удивительно, что люди в 20 лет об этом говорят. Обычно подобное слышишь от 40-50-летних, «у нас такого не было, никто нам не говорил, мы выжили и ничего». Но тогда было совсем другое время. Сейчас кругом интернет, потоки информации, опять же – порнография кругом. И чем дети будут учиться на порно, лучше им сначала получить основные знания.

У нас есть организация Y-PEER, работающая по принципу «равный-равному». Дети школьного возраста сами проходят курсы репродуктивного здоровья, затем ходят по школам и рассказывают об этой теме.

– Почему у нас нет полового образования? И что делать?

– Я назвала 4 причины почему у нас нет полового образования. Первое, это очень формальный подход у государства. Второе, инициатива НПО и международных организаций, потому что государство не хочет участвовать. Третье, существующее в обществе табу на обсуждение сексуально-репродуктивного здоровья. Четвертое – гендерные стереотипы.

На первые два мы не можем повлиять, а два последних мы можем изменить, это в наших силах. Призыв к молодежи такой: чтобы они сами себя образовывали, читали, узнавали что-то. Вели безопасную сексуальную жизнь. Если мы будем это обсуждать, то со временем это станет нормой. Просвещаться и путешествовать! Когда ты путешествуешь, ты видишь, что в других странах происходит, насколько там люди свободные, и насколько наши зашоренные.

Благодарим за поддержку

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан

Партнеры

Название
Название
Название

Соорганизаторы

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название

Генеральный медиа-партнер

Название

Бизнес-партнеры

Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название