Жастар [бей] конференциясы

​Айман Жусупова: поколение Z избавляется от штампов и клише

23.11.2018

Социолог Айман Жусупова выступила в панели «Поколение Z: условия и возможности» ZhasCamp 2018 в Алматы. В этом году она также принимала участие в исследовательской работе команды университета Нархоз, посвященной этой группе молодежи.

Рада Кулбаева

Насколько, на ваш взгляд, с поколением Z легко находить контакт?

– Абсолютно легко. Их отличает незашоренность мышления, если с ними разговаривать на равных, то ребята четко понимают, зачем это нужно вам и зачем это нужно им. Если видят для себя четкие выгоды, идут на контакт абсолютно спокойно. Радует тот факт, что они учатся разговаривать на равных. Нет надуманных идеологических штампов в голове, очень честные и открытые.

Стало ли поколение Z более консервативным по сравнению с Y?

– Безусловно, напротив. Они избавляются от штампов, клише. Психологи учатся задавать вопросы правильно. И как раз нынешнее поколение это умеет. Становятся более раскрепощенными.

А нет в ли в этом некоего минуса?

– Безусловно есть. Если предыдущее поколение было слишком идеологизированным, то теперь молодежь рассуждает так: если что не так, я соберу свои вещи и уйду. Идет, напротив, процесс деидеологизации и слишком большой уровень рационализма, четкая нацеленность на собственную выгоду. Это не очень правильно с точки зрения будущего, развития государства, потому что всегда необходимо учитывать интересы и общества, и личности.

Как с этим работать?

– Государство должно показывать, что оно делает для молодежи, чтобы молодежь захотела что-то сделать для государства. Пока молодежь не видит это так четко, поэтому они не считают себя чем-то обязанными государству.

Достаточно ли государство поддерживает молодежные инициативы?

– Очень большая проблема коммуникации между молодежью и государством. Если не отсутствует совсем, то находится на очень низком уровне.

Насколько молодежь пассивна или активна в социально-политическом плане?

– Пассивна, политически индифферентна, потому что она не видит для себя возможности самореализации. Может быть в будущем это будет меняться, когда социальные сети будут расти и они будут понимать, что это не только для развлечения, что можно реализовывать какие-либо гражданские инициативы, координироваться. Допустим сегодня девочка из зала задает вопрос – как нам быть? Ребята должны сами помогать друг другу, допустим, та же самая Россия, которая обгоняет нас по уровню гражданской активности, у них есть молодежные инициативы, допустим безденежный обмен. Это и есть гражданская активность. Я думаю, подобное, ждет нас в перспективе, может быть краткосрочной 5-10 лет.

Насколько молодежь активно использует те возможности, которые дают современные информационные технологии?

– Плохо, потому что, к сожалению, но это касается не только молодежи, но и всего нашего общества, они используют современные технологии пока только для развлечения, то есть, широко данные возможности они не используют.

В целом мне очень понравилось сегодняшнее мероприятие, очень было полезно для себя, как для исследователя, узнать какие-то тренды, в частности, то, что нынешняя молодежь занимается самобичеванием. Это очень опасный тренд. С любой точки зрения. Над этим нужно работать.

Видите ли вы, как с этим бороться?

Нужно помогать. Допустим, так, как делают это молодежные НПО. Как это делать? Показывать, то, как молодежь может быть полезна друг другу в социальных сетях, какие гражданские инициативы она может осуществлять – направлять, и дальше молодежь уже не нуждается в проводниках, может делать это сама. В этом я вижу миссию общественных организаций.

Благодарим за поддержку

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан

Партнеры

Название
Название
Название

Соорганизаторы

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название

Генеральный медиа-партнер

Название

Бизнес-партнеры

Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название