VIII ZhasCamp Kazakhstan

Молодежная [не] конференция

Евгений Жовтис: Молодежь сама решит, что ей делать

28 сентября 2017 г.

23-24 сентября в Караганде состоялась молодежная [не]конференция ZhasCamp. Спикер программы, правозащитник Евгений Жовтис, дал нам небольшое интервью, в котором поделился своим мнением о молодежи и ZhasCamp'е.

Что вы думаете о молодежи в Казахстане?

— Это очень сложный вопрос, потому что она неоднородна. Нельзя сказать, что она в той или иной мере одинакова или с одинаковыми перспективами, с одинаковыми ценностями. На разных уровнях социальных – те, кто учится в институтах или те, кто работает уже. Также очень сильно различается по регионам. Особенно если говорить о крупных городах, или о небольших городах, о сельской местности. Она разная. Но что-то общее, конечно же, есть.

Музыка, какие-то еще такие вопросы, дальше идут интересы карьеры, интересы устройства жизни, причем, что заметно, превалирует желание работать где-то в бизнесе или на госслужбе, что не очень характерно, например, для молодежи Запада и восточноевропейских стран. Меньше интересуют социальные, философские и особенно общественно-политические проблемы. Второе ощущение, что, в отличие от развитых стран запада, молодежь менее склонна к каким-то общественным проявлениям, меньше склонна к выражению своей позиции, к консолидации. Больше объединена по интересам, нежели по общему социальному направлению. Это, конечно, очень сильно заметно. Но одновременно в последние несколько лет такое ощущение, что потихонечку происходит просыпание и думаю, что одной из движущих сил этого просыпание это конфликт поколений. Потихонечку молодежь, как я понимаю, начинает уставать от правящих ими лиц очень уставшего поколения, которые не очень понимают ее и уже отстали. И этот конфликт потихонечку просматривается. Но он в зачаточном состоянии.

На ваш взгляд, насколько молодежь Казахстана осведомлена о правах человека?

— Я сегодня на этот вопрос уже отвечал на лекции, что, понимаете, это как в демократических системах. Отличие демократических систем от недемократических в том, что народ — это объект или субъект. Если народ – объект, то система недемократическая, если народ – субъект в принятии решений, тогда система демократическая. Точно так же и с молодежью.

Молодежь не может быть осведомлена о правах человека, если она является неким объектом, на который направлены некие преподавательские или обучающие усилия. Есть интерес – осведомление есть, нет интереса – маловероятно, что осведомление будет. И я боюсь, в этом есть, не очень, будем говорить так, даже какие-то политкорректные вещи, но одна из серьезнейших проблем осведомленности в правах человека, связана с учителем. Несколько лет назад меня приглашали в министерство образования РК и задали вопрос, готов ли я принять участие в подготовке методических пособий по преподаванию прав человека в школах и вузах. Я сказал, что у меня нет никаких проблем и есть много учебных курсов, пособий, разработанных во многих странах мира на разных языках, но я не очень представляю, как можно это делать при несвободном учителе. То есть, если сам учитель несвободен, если учителя в хвост и гриву кроет директор школы, ректор, зам кафедры, декан, если этого учителя заставляют собирать какие-то данные, разносить повестки, сообщения о выборах, если этого учителя заставляют подписываться на какую-то литературу, если его вместе со студентами выводят на какие-нибудь массовые мероприятия и флешмобы, то как он будет рассказывать про свободу, справедливость, уважение человеческого достоинства, я себе представить не могу. А если он не будет этого делать, то молодежь , да и школьники, студенты, это же народ чувствительный, будет сразу понятно, что он врет, что он говорит то, во что сам не верит. И тогда смысла в этом никакого нет. Вот если учитель или преподаватель – свободный человек, то, соответственно, он рассказывает о свободе, о критическом мышлении, о сомнениях, он позволяет получать разные альтернативные источники информации, особенно, когда речь идет о социальных науках, об общественных науках, об истории. И тогда, естественным образом, он должен преподавать и рассказывать про права человека. А если он этого не делает, работает в режиме «я начальник – ты отдыхаешь», то тогда права человека не очень и нужны. И информация о правах человека не достигает вот таким путем. И тогда она просачивается естественным путем, когда школьник, студент, молодежь, оказывается в каких-то сложных ситуациях и начинает спрашивать правозащитника, юриста, а какие у меня есть права и почему они так нарушаются полицейскими, взрослыми. То есть, если молодежь – субъект в отношении общественно-политических, тогда, соответственно, она интересуется об этих правах. Если она объект, то что дадут, то и останется.

Что нужно делать молодежи?

— Вы знаете, я вообще не сторонник того, что кто-то должен говорить молодежи, что ей делать. Молодежь сама должна определять, что ей делать на основе своего знания. Можно только поделиться своим опытом, опытом из своей жизни. Я тоже был когда-то молодым, потом старше, потом еще старше. Есть несколько фундаментальных вещей. Для любого человека, не только молодежи. Первое, конечно, это, как я уже говорил на лекции, это свобода и чувство собственного достоинства. И не мириться с несправедливостью. Это каждому члеовеку должно быть присуще. Если вы прочитаете декларацию правозащитников, декларация о правах – вы обязаны защищать человек, знаменитая декларация 98 года, в ней очень хорошо это написано. Это обязанность каждого человека, просто потому что на этом мир устроен. То есть каждый человек должен, и молодежь в том числе, прежде всего эти идеи справедливости, уважения достоинства защищать и продвигать сам. Это первое. Второе, конечно, это профессионализация. Человек должен разбираться в том, о чем говорит для того, что хочет делать. И учиться с серьезностью обладать профессией. Знать, чем занимаешься. Потому что если ты судишь о чем-то, о чем не знаешь, то какая цена твоим словам? Я привожу такой пример, даже статью написал на сайте ratel.kz, что интернет, который сейчас наиболее проявляет возможности общения, он сейчас похож на забор. Такой, виртуальный. Вы к забору подходите, можете написать «я тебя люблю» или какое-то матерное слово. Может, просто какую-то информацию о чем-то написать. Потом придет дворник, сотрет то, что вы написали. В Интернете такое не происходит. Все, что вы написали, оно навечно там. Застопорилось. Более того, когда вы писали о своих мыслях, то мысли, даже самые бредовые, они начинают жить своей жизнью, начинает образовываться дискуссия, потом появляются комменты и в результате весь интернет полон какими-то доморощенными юристами, специалистами в области политики, врачами, которые всех вылечат. Весь этот хаус живет своей жизнью и формирует среду, которая никакого отношения к реальности не имеет. И что интересно, в этих дискуссиях не принимают участие профессиональные историки, профессиональные юристы, врачи. Как получилось, так получилось. И в этом случае профессионализм, конечно, важен, потому что иначе можно получить совершенно искаженный взгляд на мир.

И наконец, что у молодежи в большей степени, и что у старшего поколения меньше и что я желаю очень всегда сохранить - это искренность. Просто быть искренним человеком, понимать, что чем больше мы в мир приносим вражды лжи, подлостей, тем хуже он становится. Это среда, в которой мы живем. Никакой другой у нас пока нет. Вот только это можно пожелать.

И еще – активности. Понимание того, что мы первичны. Мы создаем государство, правила, среду вокруг нас. Если мы в ней не участвуем, если не пытаемся этого делать, то кто-то другой будет это за нас делать. А потом не на кого будет пенять, что она такая, в которой некомфортно жить.

Как вы считаете, в чем важность ZhasCamp?

— Вы знаете, человек вообще по своей природе – существо социальное. Он сразу, как родился, начинает искать себе подобных и с ними как-то кучковаться. Так легче выживать. ZhasCamp – это одна из форм выживания. Одна из форм коммуникации. Это одна из форм, которая позволяет собираться, обсуждать вопросы, может даже переходить к каким-то совместным действиям. Если посмотрите, уже направили в концепцию прав человека, есть 4 фундаментальных права. На них вообще все стоит, с моей точки зрения. Первое- это право на свободу слова. То есть вы рождаетесь и вы начинаете говорить, делиться с другими своими взглядами, во-вторых, что-то требовать, в-третьих, что-то просить. Как только вы начинаете это делать, вы начинаете искать едномышленников. Появляется свобода объединения. Потом, когда вы единомышленников нашли, стали объединяться, надо где-то собраться. Появилось право на свободу собрания. Это третье. И четвертое, это право на участие. Дальше вы начинаете, собравшись, где-то участвовать, чтобы что-то изменить. Если вы посмотрите на ZhasCamp, он как раз в себе все четыре составляющие объединил. Площадка для свободы выговориться, свободы собраться, свободы объединиться и свободы потом совместно действовать. Поэтому, это нормальная одна из форм развития общества, совершенно естественная, и очень хорошо, что такая форма есть.

Что вы пожелаете нашим участникам?

— Что можно пожелать? Не успокаиваться, верить в то, что мир все равно значительно лучше, чем он иногда кажется. Что самое лучшее, что есть у человека – это жизнь. И желательно ее проживать, к счастью, она есть, к сожалению, она кончается. Нужно этот промежуток прожить. Была такая песня, хорошая советская, есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь. Нужно видеть свое прошлое, нужно верить в свое будущее, и проживать его в определенной системе координат. Человека от животного отличает способность мыслить, сопереживать, сочувствовать, искать выходы, анализировать, и это все базируется на вот этих фундаментальных принципах добра, справедливости, правды и свободы. Затертые, иногда считающиеся банальными, но когда подумаешь, какое количество людей за всю историю человечества за них жизни поотдавало, погибло и сколько было несчастий, понимаешь, что это все серьезно. И поэтому в это все верить, жить, стараться максимально это все реализовывать, потому что, в принципе, это очень интересно. Жизнь – очень интересная вещь. И не отчаиваться, всгеда бороться. Всегда есть возможности, всегда есть выбор. И вот самое главное, я говорил о четырех правах, праве на свободу слова, объединения, мирного собрания и участия. Они все очень важны, но самое главное - у каждого человека есть выбор. Каждый раз человек стоит перед выбором. Он может поступить так, он может поступить по-другому. Он может выбрать этогт путь, может выбрать другой. Самое главное, что я хочу пожелать – это сделать правильный выбор. И выбор этот делать осознанный. Знать почему ты его делаешь и куда дальше двигаться. И что еще, для нашего общества, к сожалению, не очень характерно, за этот выбор нести ответственность. А то выбор делать-то хочется, а вот ответственность за него – не очень. Когда сегодня говорили о флешмобах или еще о чем-то – это вы сделали выбор. Вы сделали выбор – промолчать. Значит, несите ответственность за этот выбор, не пищите, что пошли. Сделали выбор не молчат, а вас отчислили, значит несите ответственность за свой выбор. То есть надо выбирать и нести ответственность. Это отличает ответственного человека от безответственного. Этот вопрос перед вами встает. И поэтому только пожелать делать правильный выбор и верить в будущее.

Благодарим за поддержку

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан

Партнеры

Название
Название
Название

Соорганизаторы

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название

Генеральный медиа-партнер

Название

Бизнес-партнеры

Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название